2019-01-10

Привлечение по ст. 14.37 КоАП РФ

В соответствии с положениями ст. 14.37 КоАП РФ и с учетом разъяснения, содержащегося в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 г. № 58 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”, субъектами административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ, являются:
  • заказчик на установку рекламной конструкции;
  • лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции (подрядчик);
  • лицо, эксплуатирующее рекламную конструкцию (рекламораспространитель).

Привлечение по ст. 14.37 КоАП РФ

Рекламодатель, разместивший свою рекламу на рекламной конструкции, владельцем которой, по смыслу ч. 9 ст. 19 и ч. 7 ст. 38 Федерального закона “О рекламе”, он не является, не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения

Судебная практика

Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ, за размещение рекламы общества на рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на установку и эксплуатацию этой рекламной конструкции.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявление удовлетворено. Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ, поскольку без предусмотренного законодательством разрешения на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции эта конструкция эксплуатируется в интересах общества путем транслирования на ней рекламы общества в целях привлечения внимания потребителей к принадлежащему обществу объекту. При этом суды исходили из того, что, являясь рекламодателем, в интересах которого эксплуатируется спорная рекламная конструкция, общество признается субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 19.02.2018 года отменила решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление арбитражного суда округа и отказала административному органу в удовлетворении заявления по следующим основаниям (№ 307-АД17-17133).
Положениями ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ “О рекламе” обязанность получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции распространяется на собственника или иного указанного в чч. 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Согласно ч. 1 ст. 19 названного Закона под владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) понимается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Распространение наружной рекламы с использованием рекламной конструкции осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.
Частью 7 ст. 38 Закона установлено, что ответственность за нарушение требований ч. 9 ст. 19 этого Закона несет рекламораспространитель, т.е. владелец рекламной конструкции.
Указанные положения Федерального закона “О рекламе” свидетельствуют о том, что рекламодатель, разместивший свою рекламу на рекламной конструкции, владельцем которой по смыслу ч.     1 ст. 19 данного Закона он не является, не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения.
Таким образом, является неправомерным вывод судов о том, что общество как рекламодатель признается субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ.
При этом ни административным органом, ни судами при рассмотрении дела об административном правонарушении не устанавливались обстоятельства, связанные с тем, что, являясь рекламодателем, общество одновременно является и владельцем рекламной конструкции, т.е. рекламораспространителем.